Курс Data Communication: Пишем о данных

Course Content

Total learning: 16 lessons Time: 10 weeks

Как писать о данных

Короткое описание урока: Из этого урока вы узнаете о том, как и какие данные можно использовать в историях, в чем преимущество таких историй, и как их писать.

Привет, как дела?

Так начинается любой разговор. В ответ вы можете рассказать, как прошел день, перечислить, что у вас нового, поделиться наболевшим – словом, дать понять, что происходит в вашей жизни.

А как дела у нас в стране? Прямо сейчас, когда вы читаете эти строки. Начать этот разговор нам помогут данные. Если сейчас утро, страна просыпается, и в сотнях домов накрывают на стол, садятся завтракать. Какие здесь данные? Например, суточный объем калорий по областям и возрастам и количество потребляемых продуктов. Какие истории здесь прячутся? Например, в какой области люди недоедают, едим ли мы много мяса, и что вообще мы едим.

Эти и десятки других вопросов помогают понять, что происходит – не с отдельным человеком, а с группой людей, обществом, страной. Попытка это описать – это и есть сторителлинг на данных. С каких пор это важно?

  • С тех пор, как человечество производит данные в большом объеме – со своих смартфонов, в интернете, да и просто в жизни, каждым своим действием генерируя социальную, гендерную, трудовую, статистику;
  • С тех пор, как эта статистика по праву стала принадлежать не только государственным органам, но и гражданам в формате открытых данных;
  • С тех пор, как нам есть, с чем эти данные сравнивать – другие страны и другие эпохи, стандарты и нормы, показатели Целей Устойчивого Развития ООН и другие.

С тех самых пор люди рассказывают не просто истории, а истории на данных. Например, такие истории, как эту:

Без вариантов. Почему школьники из бедных семей не могут сдать ОРТ и поступить в вуз

Работая над этой статьей, журналисты заметили некий тренд в данных: дети из бедных семей сдают ОРТ реже, чем дети из более обеспеченных семей. Журналисты задались вопросом: почему школьники из бедных семей не могут сдать ОРТ и поступить в ВУЗ? Попробуйте ответить на него сами. Вот несколько вариантов ответа, один из них – верный.

  1. Они не сдают ОРТ, потому что собираются уехать на заработки за рубеж
  2. При тестировании отбирают школьников из более богатых семей
  3. В школе им приходится пропускать занятия из-за работы и у них не всегда есть учебники
  4. По статистике, школьники из бедных семей не такие образованные

Прежде чем узнать правильный ответ, посмотрите на данные, которые использовали журналисты для подтверждения своей идеи.

  • Результаты ОРТ по регионам
  • Уровень бедности по регионам
  • Количество школьников, не приступивших к занятиям, по регионам
  • Денежные расходы на образование, по уровню дохода семьи

Эти данные они сочетали между собой. Например, совместив результаты ОРТ и уровень бедности по регионам, можно увидеть, что в наиболее «бедных» областях – это Ошская, Баткенская и Джалал-Абадская области – ОРТ не сдают чаще, чем в среднем по стране: почти каждый второй выпускник из бедных областей проваливает тест.

Как использованы в статье данные о количестве школьников, не приступивших к занятиям, и о денежных расходах на образование?

 

Таким образом, журналисты доказали, что школьникам из бедных семей приходится чаще пропускать занятия из-за работы и у них не всегда есть учебники. Поэтому и шансов сдать ОРТ на хороший балл у них меньше.

Наконец, когда журналисты доказали, что школьники из бедных семей имеют меньше шансов поступить в ВУЗ, можно предложить варианты, как изменить ситуацию.

Найдите варианты решения проблемы, которые предлагают журналисты.

 

Таким образом, журналисты рассказали историю о том, что сейчас происходит с образованием в стране. Получилась важная история, потому что они доказали, что у школьников из бедных семей меньше шансов изменить свою жизнь к лучшему, и образование не дает им дорогу в будущее. Данные были им нужны, чтобы: оставаться объективным, рассказать о целом явлении, а не об отдельно взятом случае и доказать систематическую несправедливость системы. А приемы сторителлинга – связный текст, наличие героя, визуализация – помогли донести основную мысль до читателя. Этому мы и будем учиться вместе с вами на протяжении курсов. Добро пожаловать в мир данных!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *